🛢Взгляд на сектор: Цены на моторные топлива растут – какими могут быть последств…

🛢Взгляд на сектор: Цены на моторные топлива растут – какими могут быть последствия для нефтяных компаний?

©️Дмитрий Лукашов, Екатерина Родина, Александр Донской, Анна Стекольщикова, Дмитрий Ахмедов

👛 Оптовые цены на бензин и дизель на СПбМТС за месяц увеличились на 7-8% (с начала года: +82% по бензину, +47% по дизелю). В рознице также происходит инфляция: согласно Росстату, цены АИ-92 на АЗС в ЦФО за четыре недели выросли на 1,4%, а дизеля – на 5,3%.

🧐 Причинами повышения можно назвать снижение демпферной субсидии в два раза с сентября, а также рост глобальных цен на нефтепродукты и ослабление рубля в августе.

📈 В 2022-23 произошел рост спроса на дизель внутри РФ на ~30% к уровню 2021 или >10 млн т в год. Это объясняется ростом грузооборота, военными нуждами и присоединением территорий. Однако в 2021 г. РФ экспортировала более 40 млн т дизеля, а нефтепереработка за 7м23 не падает. Таким образом, производство более чем перекрывает внутренний спрос.

🧮 Однако после снижения демпфера прибыльность поставок на внутренний рынок упала. По нашим оценкам, в сентябре при поставках дизеля внутри РФ средний НПЗ зарабатывает на 112 долл./т меньше, чем при экспорте (на 167 долл./т для бензина).

Опережающий рост оптовых цен также практически обнулил премию розницы, что делает АЗС нерентабельными по топливным продажам.

⚠️ При текущих соотношениях внутренних и экспортных цен в наименее выгодном положении оказываются НК с высокой долей продаж топлив внутри РФ, а именно — «Татнефть» и «Газпром нефть».

✍️ Правительство обсуждает варианты поддержки внутренних продаж топив, по словам министра энергетики Н.Г. Шульгинова, в его интервью РИА Новости. Например, возвращение прежнего уровня демпфера, по нашим оценкам, могло бы увеличить субсидию на 190-200 долл./т в сентябре. Это сделало бы поставки на внутренний рынок выгодными и было бы позитивно для всех НК (кроме «Сургутнефтегаза»).

💡Правительство также допускало введение ограничений на экспорт. В этом случае эффект на НК будет зависеть от распределения квот, которое сложно предсказать. Отметим, что исторически доля экспорта дизельного топлива была выше у «Сургутнефтегаза» (85%) и «Лукойла» (59%) и ниже у «Газпром нефти» (29%).

#ВзглядНаСектор
#ДмитрийЛукашов #ЕкатеринаРодина #АлександрДонской #АннаСтекольщикова #ДмитрийАхмедов