🖼 ✊👀«Война уничтожила «протестное прошлое» и требует мировоззренческой четкост…

👀«Война уничтожила "протестное прошлое" и требует мировоззренческой четкости». Политолог — о том, почему антивоенные акции за пределами РФ стали малочисленными, и что не так с тактикой врагов Путина

Воскресный марш в Берлине, организованный Навальной, Яшиным и Кара-Мурзой, собрал несколько тысяч человек — на порядки меньше, чем аналогичные акции 2022 года. В том же Берлине 27 февраля на антивоенную демонстрацию пришло 100 тысяч. Объясняя слабость антивоенного движение и разлад в оппозиционном лагере, политолог Александр МОРОЗОВ указывает в своей колонке* на концептуальный капкан, в котором сейчас оказались противники путинизма.

🖊Антивоенные выступления русскоговорящих в Европе и мире хорошо смотрелись в первые месяцы войны, поскольку они были естественным ответом на шок. И они были массовыми, потому что "как же это возможно”, в марте-апреле 2022 года, привели к тому, что тысячи и тысячи людей пошли волонтерами в центры помощи украинским беженцам, из этого быстро возникло большое трансграничное братство людей, связанных не "российской оппозиционностью" в узком смысле, а участием в глобальной солидарности с Украиной.

🖊Сейчас через почти три года войны эта среда в Европе — независимо от паспортов, стран пребывания — поддерживает не "патриотизм Льва Шлосберга" ("это наша страна и мы должны ее спасать"), а "патриотизм Михаила Шишкина" ("спасать не надо, а надо, чтобы путинизм — а сегодня путинизм и Россия политически одно и тоже — потерпел поражение. Если этого не будет, то Россия останется в своей матрице векового презрения к человеческому достоинству и ни к какой демократии не выйдет. Она и с поражением возможно никуда не выйдет, но это будет хотя бы справедливо”). Это я своими словами передаю тезис, с которым знаменитый писатель выступил в пражском университете.

🖊Часть гражданских активистов, уехавших из России во время войны — висят посередине этих двух "патриотизмов". Они машинально считают, что якобы "обращаются в российской аудитории", что якобы они "политики" (а политики должны сочувствовать своему народу), и отсюда возникают двусмысленные фразы в интервью и стримах. "Российский политик не может же публично поддержать передачу Украине ракет большей дальности, поскольку они будут ударять по российскому населению! и т.д.т.п.". При этом "российский политик", несомненно, горячо против путинизма как политической системы. И это — капкан.

🖊И воображаемая российская аудитория с равнодушием отвергает (она настойчиво ждет, что российская оппозиция за рубежом будет бороться за отмену санкций и "права простых россиян"). И в Европе это вызывает отторжение у интегрированных русскоговорящих.
В результате в этом капкане мировоззрение этой среды неизбежно заталкивается в "пацифизм". А это влечет за собой немедленный упрек: "Так, а чем вы тогда отличаетесь от "Яблока" и "Альтернативы для Германии"?

🖊Жизнь пойдет дальше, а политические публичные заявления будут меньше покоиться на инерционных иллюзиях, которые мы тащим с собой из длинного прошлого "протестного движения в РФ". Война уничтожила это "протестное прошлое". Война требует гораздо большей мировоззренческой четкости, чем "борьба за либеральное представительство мирными средствами в институциях электорального авторитаризма".

* Комментарий опубликован в блоге эксперта в FB накануне марша и публикуется «МО» с согласия автора (с сокращениями).