Forwarded From КАШИН
Свежий @kashinplus (полный текст и аудио - для подписчиков; подписывайтесь) - рецензия на мемуары Андрея Козырева:
Приземление демократа-романтика, мечтавшего «тусоваться красиво» с ведущими мировыми демократиями, в той реальности, где одновременно (Карабах, Приднестровье, Таджикистан, Грузия) идет несколько войн, а у западных партнеров нет ни идей, ни желания, чтобы что-нибудь сделать. «У меня не было выбора — пришлось окунуться в мутный поток этнических и гражданских конфликтов».
И дальше — открытие за открытием. В Карабахе что-то начало получаться только после возвращения старого номенклатурщика Алиева — «как это ни странно, но именно представители старой советской бюрократии, которые так часто доставляли нам проблемы в России, демонстрировали в этом конфликте самый разумный подход». В Таджикистане — оказывается, имперская Россия не угнетатель, от которого хочется избавиться, а единственная надежда в противостоянии с поддерживаемыми из Афганистана исламистами. «Раз вы здесь, значит, нас не забыли», — однажды сказала мне учительница. Я был искренне тронут». Путешествуя по Таджикистану в сопровождении российских военных, Козырев встретил компанию местных старшеклассниц, которые сначала испугались людей с автоматами, а потом — «успокоились, только увидев, что на людях российская форма». В Приднестровье, оказавшись на собрании российских офицеров, уверенных в том, что Россия их бросила, сказал в лицо взволнованному залу — «Вы российские офицеры, и мы гордимся вами, Россия вас одних не оставит».
Такие воспоминания тем ценнее, если иметь в виду, что мемуарист сам не замечает своего превращения. Он продолжает повторять положенные слова о цивилизационном выборе, демократии, преодолении советского наследия, но когда доходит до конкретики — есть даже много страниц буквально путинского «нас обманули» о расширении НАТО, есть и недоумение по поводу чрезмерной нетерпимости к Саддаму, который после войны 1991 года все понял, вел себя прилично, и значит, в катастрофе 2003 года виноват «к несчастью, такой же базовый подход, как и с Россией по проблеме расширения НАТО».