🔥💐🏃🏻Поджоги военкоматов заменили митинги. 2023-й стал годом резкой радикализации антивоенного протеста в России
Прошедший год, в отличие от 2022, отметился меньшим числом мирных протестов. Зато выросло количество «акций прямого действия» — в стране жгли военкоматы, взрывали рельсы и релейные шкафы, оставляли воинские части. Власти ответили массовыми репрессиями.
Поджоги и взрывы. В стране все чаще стали звучать взрывы на железной дороге — рельсы подрывали в Крыму, Бурятии, приграничной Брянской области (дважды), Рязанщине. Также в РФ начали массово поджигать релейные шкафы, «МО» насчитал не меньше 10 таких инцидентов. На скамьи подсудимых за поджоги релейных шкафов часто попадают несовершеннолетние: по данным УФСИН, 9 и 10 подростков оказываются в СИЗО по террористическим статьям. В стране участились поджоги военкоматов и других административных зданий. Часто людей обманным путем вынуждали идти на преступления.
Дезертирство. После мобилизации резко выросло число военных, и как следствие — преступлений против воинской службы. В суды за год поступили более 5 тыс. дел о самовольном оставлении части, подсчитала «Медиазона». В прошлом году самоволок было в 5 раз меньше, 1001 дело, за год до этого — 615 дел.
Цветочный протест. Возложение цветов к памятнику Лесе Украинке в Москве в знак солидарности с Украиной осталось как один из немногих способов заявить о своей позиции. Москвичи приносили туда гвоздики в январе, апреле, октябре и декабре, каждый раз, когда мирные украинцы погибали из-за попадания российских снарядов в жилые дома. В городах, где нет памятников украинским писателям, люди приносили цветы и мягкие игрушки к мемориалам погибшим в войне или жертвам политических репрессий.
⚖️ Власти отвечают уголовными делами о «военных фейках». Почти все такие дела заканчиваются большими сроками (к счастью многие — заочно). Так по 7,8 и больше лет заочно получили Максим Кац, Майкл Наки, Дмитрий Глуховский, Владимир Милов, Марина Овсянникова и другие.