☪️🩸Объявление Кадыровым кровной мести противоречит и закону, и религии, и чеченским традициям. Но его угрозы парламентариям из Дагестана и Ингушетии серьезны
10 октября, на фоне конфликта вокруг Wildberries, Кадыров объявил кровную месть сенатору и двум депутатам-единороссам Госдумы – Бекхану Барахоеву, Сулейману Керимову и Ризвану Курбанову, – объяснив это готовящимся на него покушением. Заявление Кадырова противоречит как светскому, так и религиозному закону, рассказали «МО» эксперты. Вот ответы на главные вопросы о кровной мести по-кадыровски:
❓Законно ли вообще объявление кровной мести?
Нет. Публичные угрозы расправой попадают под статью 119 УК РФ «Угроза убийством или причинением тяжкого вреда здоровью», максимальное наказание — два года лишения свободы. Мотив кровной мести упоминается в статье 105 УК РФ и считается в случае совершения преступления отягчающим обстоятельством.
❓Правомерна ли отсылка Кадырова к исламу?
Нет. Объявление кровной мести в том форме, в которой это было сделано, — новодел самого Кадырова. Об этом «МО» рассказал кавказовед Владимир Севриновский. В Чечне, по его словам, одновременно существуют четыре системы права: «Первая — закон РФ. Вторая — это законы шариата, которые запрещают кровную месть. Есть также адаты, то есть доисламские законы. Глава республики берет элементы из разных систем или придумает свои и лепит то, что для него удобнее».
❓Возможно, это соответствует чеченским традициям?
Нет. Шамиль Албаков, чеченский общественный деятель, в разговоре с «МО» подчеркнул, что согласно чеченским традициям, одна семья может объявить кровную месть другой только лично и только в случае убийства родственника. При этом ни намерение убить человека, ни тем более бизнес-конфликт не может быть мотивом для объявления кровной мести. «Когда чиновник сидит на совещании и объявляет кровную месть по телевизору — это форма, непонятная никому», — говорит Албаков.
❓Что на практике значит объявление кровной мести Кадыровым?
Люди, которым угрожает Кадыров, часто становятся жертвами расправ (см. таймлайн). В их числе Анна Политковская и Борис Немцов, убитые в Москве, а также критик Кадырова Мамихан Умаров, убитый кадыровцами в Вене. Как рассказал «МО» адвокат Немцова Вадим Прохоров, власти «сознательно обрубают следствию возможность проводить расследование против Кадырова».
Подробнее о том, как конфликт вокруг Wildberries перерос в войну Кадырова против всех, смотрите в новой программе «Можем объяснить»