🎙Михаил Ходорковский впервые подробно прокомментировал «Невзлингейт». Он рассказал о своих отношениях с Невзлиным и о конфликте с ФБК
Первое большое интервью на тему расследования нападений на членов команды ФБК бизнесмен и общественный деятель дал журналисту Александру Плющеву. Вот его главные тезисы (цитируем с сокращениями, близко по смыслу):
📍В расследовании ФБК был прямой и неприкрытый наезд на меня, политический и медийный. Обо мне говорится 43 раза.
📍Я не буду подавать иск к ФБК. Это будет второй удар по российской оппозиции. Первый нанес ФБК: Невзлин – не российская оппозиция и не входит в Антивоенный комитет, а искусственное притягивание меня к этому делу – серьезный удар.
📍Я вижу ревность со стороны ФБК. Для меня это важная организация, противостоящая Путину. Я и сейчас готов к любым коллективным действиям, направленным на эту задачу.
📍При личной встрече задал Невзлину прямой вопрос: какое касательство ты к этому имеешь? Он мне сказал: никаких заказов я не делал, буду сотрудничать со следствием и передам ему всю информацию со своих гаджетов. Это меня несколько успокоило.
📍С Блиновым я никогда не встречался, не переписывался и не платил ему зарплату. То же могу сказать в отношении Матуса. Он врал, когда говорил, что три года был моим помощником. Я с ним не виделся, не переписывался и не общался.
📌Поддержка Невзлиным спецпроекта «Можем объяснить» о европейских санкциях.
Ходорковский заявил, что санкционировал получение учрежденными им медиа, включая канал «Можем объяснить», дополнительных средств от других грантодателей. Он подтвердил, что в числе жертвователей были и фонды, связанные с Невзлиным, но отметил, что медиа из «сетки Ходорковского» получали от этих фондов не более 10%. В случае с «МО» финансирование от одного из таких фондов (в объеме менее 10% от годового бюджета канала) было получено на спецпроект «Санкции в Европе» на созданном в 2023 году нашей командой сайте «Точка». Средства шли на администрирование сайта и выплаты гонораров фрилансерам.
👉 В рубрике «Санкции» на сайте «Точка» выходили расследования о нарушениях ограничительных мер со стороны России. Часть из наших расследований закончилась уголовными делами. В октябре 2023 года «МО» рассказал о латвийской компании Arta-F, поставлявшей комплектующие для обмундирования военных РФ. После этого в ее офисе в Риге прошли обыски, было возбуждено уголовное дело о косвенной передаче имущества стороне, участвующей в вооруженном конфликте за пределами Латвии (статья 77.2 УК республики). Также «МО» рассказывал о том, как в Россию в обход санкций поставляется западный алкоголь, как Китай отправляет Москве детали для военной техники, в каких странах Запада учатся дети путинской «элиты».
📌 В интервью было упомянуто, что в «МО» выходило несколько текстов с критикой ФБК по мотивам публикаций СМИ, связанных с Невзлиным. Действительно, в «МО» выходило два репоста (уже удаленные) и один рерайт таких текстов, которые «МО» показались заслуживающими внимания (репосты делаются без фактчекинга). В то же время с августа прошлого года в «Можем объяснить» опубликовано более 60 постов, посвященных деятельности ФБК и команды Навального, пикетам в поддержку Навального и мемориальным акциям после его убийства в колонии. Например: 1. Дело адвокатов Навального; 2. Акция солидарности с Навальным в семи странах мира; 3. Об акции "Полдень против Путина"; 4. Траурные акции в день рождения Навального; 5. Выступление Юлии Навальной в Европарламенте 6. В городах Европы могут появиться улицы имени Навального.
👉Кроме того, «МО» в порядке информационного обмена вплоть до «Невзлингейта» регулярно репостил тг-канал «Сирена» и другие медийные проекты, связанные с ФБК (как и они — канал «МО»). Журналисты «МО» были спикерами каналов ФБК и никогда не отказывали им в помощи. Например, в истории семьи Москалевых, расследованием про Патрушева-Лукова или последствиях «голой вечеринки» с Настей Ивлеевой.