💣📝 «Любая охранка будет играть на слабостях людей». Историк рассказал о том, как власть вербует агентов в оппозиции
ФСБ могла курировать слив переписки Леонида Невзлина с «решалой» Андреем Матусом, считает журналист-расследователь Христо Грозев. После публикации расследования о нападении на Леонида Волкова пропагандисты использовали фильм для критики оппозиции. Так, Владимир Соловьев назвал расследование и реакцию на него «войной между группировками» Невзлина и ФБК, а Дмитрий Киселев в «Вестях недели» сказал, что это «грызня с членовредительством».
«МО» вместе с историком «Мемориала» Александром Черкасовым решил вспомнить, как Кремль проводил операции по дискредитации оппозиции в прошлом:
📌В 1908 году публицист Владимир Бурцев разоблачил Евно Азефа, двойного агента в партии эсеров. Солгав о том, что революционеры взяли в плен дочь директор департамента полиции, Бурцев получил подтверждения предательства Азефа, заставив его бежать в Германию.
📌В 1917 году большевик Роман Малиновский был разоблачен, как агент «охранки». Выяснилось, что его «революционные» речи были согласованы с правительством, а работу в Думе он совмещал с регулярным доносительством.
📌В 1973 году советские диссиденты Виктор Красин и Петр Якир на очных ставках начали уверять единомышленников в ошибочности протеста против Компартии. Как выяснилось позже, поведение Якира и Красина было частью договора со следствием.
💬«Нужно понимать, что любая охранка — досоветская, советская или постсоветская — будет играть на слабостях людей. Но нужно также понимать, что без этих слабостей — без человеческого самолюбия, без желания выиграть в шахматы, сделав ход доской, — охранка бессильна», — говорит историк.
Полную версию рассказа Александра Черкасова читайте здесь.
pointmedia.io
«Любая охранка будет играть на слабостях людей»Историк и правозащитник Александр Черкасов о том, как власть вербует агентов в оппозиции