Европейские автопромышленники наращивают закупки российского алюминия на фоне логистического кризиса в Красном море и обострения конкуренции с китайскими производителями. Объем импорта металла из России в Европу в январе 2024 г. подскочил на 66% по сравнению предыдущим месяцем, хотя с начала геополитического противостояния доля региона в продажах РУСАЛа устойчиво снижается.
Автомобильный сектор ЕС всегда был крупным потребителем российского алюминия – ключевого материала для автомобильных дисков и других компонентов, особенно для электромобилей. Российский металл также важен для Европы, стремящейся к «зеленой» экономике, из-за низкого углеродного следа. Об этом говорит и Европейская федерация потребителей алюминия, объединяющая компании, выпускающие алюминиевую продукцию.
Эксперты также объясняют январский рост спроса перспективой введения запрета на поставки российского металла в рамках следующего пакета санкций против России. Он создаст дефицит на рынке и приведет к росту издержек европейских промышленников, как это уже было в 2018 году после американских санкций (тогда цены за две недели выросли на 35%). В 2023 году Китай стал крупнейшим экспортером автомобилей в мире, и потеря критически важного российского металла может стать последним гвоздем в крышку гроба европейских автоконцернов. Но и для российского алюминия закрытие европейского рынка станет серьезным ударом.